Три бюджета
Переходим в планирование.
Существуют три бюджета.
И в финансах, как и в жизни вообще, всегда все начинается с личного, это — личный бюджет. Это — ваши личные финансы. Человек может жить один, тогда у него — личный бюджет. Если он решил завести семью, тогда возникает семейный бюджет.
Далее, если человек решает, что ему нужен бизнес под какой-то проект, то возникает третий — бизнес-бюджет.
Узнайте больше прямо сейчас о трех бюджетах в коротком 8 минутном аудио:
Скачайте данное аудио на свой компьютер ЗДЕСЬ.
Семейный бюджет – это отдельная история. Он должен формироваться с учетом потребностей членов семьи, поскольку семья – это уже корпорация. Поэтому если вы один, у вас есть только личный бюджет и бизнес-бюджет (при наличии бизнеса). Появилась вторая половина – и у вас уже 3 бюджета, и желательно, чтобы ваша вторая половина и дети принимали участие в формировании семейного бюджета. И к каждому бюджету вы применяете рассмотренную выше систему.
Далее, если у вас есть бизнес, вы, как собственник, должны назначить себе заработную плату – вы не можете постоянно вытаскивать деньги из дела, что наблюдается в микро- и малом бизнесе, когда касса бизнеса – она же касса личная. В результате страдает бизнес. Когда не зафиксирована заработная плата в бизнесе, расходы-маячки становятся Бермудским треугольником, в котором пропадает все.
Какую сумму заработной платы вы, как бизнесмен, для себя зафиксируете? Конечно, равную сумме личного и семейного бюджетов. Ваша зарплата – это ваш семейный бюджет — во-первых, плюс ваш личный — во-вторых. Поставьте для себя ту сумму, которая для вас будет приемлемой, и зафиксируйте ее. Если у вас несколько собственников – история та же. Вы фиксируете те суммы, которые вы получаете как зарплату. Это обязательно!
Зарплата попадает в УП (Условно — постоянные расходы). Если бизнес развивающийся, тогда из этой статьи в него можно инвестировать. И задача – зафиксировать ваш расход. Если вы идете к масштабировнию, вы фиксируете УП и инвестируете в филиалы. В системе инвестиций вы наращиваете на масштабирование бизнеса, и составляете платежный календарь – тогда в расходах у вас возникнет понимание, сколько денег, когда и куда пойдет.
Если заработная плата превышает доходы, тогда мы ее начинаем снижать, и по цепочке начинаем снижать семейный бюджет — а там Расходы-маячки (ЛИШНИЕ РАСХОДЫ) уже просто сами уходят! Мои клиенты приходят к тому, что сами отказываются от личного бюджета для того, чтобы формировать резервный капитал. Там уже до Расходов-маячков далеко. Если действовать иначе — вы разденете свой бизнес в угоду своему Бермудскому треугольнику!
На западе считается абсолютно нормальным, когда у вас есть финансовый консультант, к которому можно обратиться. Когда люди вступают в брак, они с ним консультируются по вопросам, например, возможных долгов одного из супругов, – ведь при создании семьи эти долги из личного бюджета плавно перетекут в семейный бюджет.
Здесь должна быть открытость и прозрачность, и это необходимо обсуждать, чтобы не погружаться в расходы-маячки и прочие факторы нарушения системы — колеса баланса. Если этого не делать — тогда могут возникнуть различные проблемы, например, с детьми-потребителями – зачем им работать, когда у родителей большие доходы?
Запишите ответ на вопрос:
Сколько бюджетов есть у вас?