Финансовая стратегия
Кризис подкрался незаметно. Его последствия ощутило каждое предприятие и почти каждый человек. Кризис – это когда происходит переоценка текущих ценностей, даже если раньше они казались незыблемыми. Без реакции на современный финансовый кризис текущая финансовая стратегия предприятия не может быть актуальна.
Финансовая стратегия – это комплекс мероприятий, который направлен на достижение перспективных финансовых целей организации. Главные цели финансовой стратегии — достижение полной самоокупаемости и независимости предприятия.
Актуальность корректировки финансовой стратегии предприятия определяется рядом условий. Важнейшим из таких условий является интенсивность изменения факторов внешней финансовой среды. В условиях кризиса отсутствие разработанной финансовой стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней среды, приводит к тому, что финансовые решения отдельных структур предприятия носят хаотичный характер. Это влечёт за собой возникновение противоречий, снижение эффективности финансовой деятельности предприятия в целом.
Разрабатываемая финансовая стратегия позволит заблаговременно адаптировать финансовую деятельность предприятия к возможным изменениям.
Результаты исследования известного учёного Бланка показывают, что при разработке финансовой стратегии предприятия целесообразно выделять следующие направления развития финансовой деятельности предприятия.
• Стратегия формирования финансовых ресурсов.
• Инвестиционная стратегия.
• Стратегия повышения качества управления финансовой деятельностью предприятия.
Для формирования финансовой стратегии можно использовать одно или несколько направлений.
Финансовая стратегия и модель развития компании
Если в вашей компании стратегия не облечена в какой-либо документ, то всегда есть некая установка собственника. Он озвучивает пожелания по доле рынка, географическому распределению бизнеса, уровню рентабельности и т.д. Под эти пожелания подстраивается финансовая стратегия, в которой установки собственника выражаются в цифрах и показателях. Обычно информация поступает из отдела маркетинга или коммерческой службы. А финансовая служба включается в расчёты и способствует выбору наиболее подходящей финансовой модели бизнеса.
Зачастую в компаниях малого и среднего бизнеса нет утверждённой общекорпоративной стратегии, поэтому финансовый директор помогает руководителю и собственнику формализовать критерии развития бизнеса и определить ключевые показатели. Иногда необходимо выбрать из 2-3 вариантов развития компании наиболее оптимальный. Поскольку цель любого бизнеса – прибыль, то любая стратегия должна быть нацелена на финансовый успех. Любые действия и стратегии, применяемые на предприятии, должны привести к изменениям финансовой составляющей, иначе эти действия не имеют смысла.
В настоящий момент основным стимулом для разработки финансовой стратегии является кризис. В кризис достаточно проработать финансовую стратегию на ближайший год.